05.09.2024г.
Приказ Ростехнадзора от 27.04.2024 N 142
"Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2024 N 78370.
С 1 сентября 2024 г. применяются обновленные федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта"
Федеральные нормы и правила устанавливают обязательные требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта, в том числе требования к его разработке и составу информации, включаемой в обоснование безопасности.
Признается утратившим силу аналогичный приказ Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2030 г.
С 1 сентября 2024 года вступил в силу новый Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (утв. приказом Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285) и при аттестации на ЕПТ стали применять новые вопросы тестирования по разделам:
- «Общие требования промышленной безопасности», утв. распоряжением Ростехнадзора от 24.06.2024 № 47-рп;
- «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», утв. распоряжением Ростехнадзора от 01.08.2024 № 72-рп;
- «Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. распоряжением Ростехнадзора от 30.07.2024 № 70-рп;
- «Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности», утвержденные распоряжением Ростехнадзора от 15.07.2024 № 60-рп;
- «Требования промышленной безопасности в горной промышленности», утвержденные распоряжением Ростехнадзора от 05.07.2024 № 52-рп;
- «Требования промышленной безопасности в угольной промышленности», утв. распоряжением Ростехнадзора от 24.07.2024 № 65-рп;
- «Требования по маркшейдерскому обеспечению безопасного ведения горных работ», утв. распоряжением Ростехнадзора от 05.08.2024 № 74-рп;
- «Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления», утвержденные распоряжением Ростехнадзора от 10.07.2024 № 58-рп;
- «Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением», утвержденные распоряжением Ростехнадзора от 08.07.2024 № 53-рп;
- вопросы тестирования по разделу «Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям», утвержденные распоряжением Ростехнадзора от 10.07.2024 № 57-рп;
- «Требования промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ», утвержденные распоряжением Ростехнадзора от 15.07.2024 № 59-рп;
- «Требования промышленной безопасности на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья», утвержденные распоряжением Ростехнадзора от 05.07.2024 № 51-рп;
- «Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам», утвержденные распоряжением Ростехнадзора от 10.07.2024 № 56-рп;
- «Требования безопасности гидротехнических сооружений», утв. распоряжением Ростехнадзора от 30.07.2024 № 71-рп;
- «Требования к эксплуатации электрических станций и сетей», утв. распоряжением Ростехнадзора от 30.07.2024 № 68-рп;
- «Требования к порядку работы в электроустановках потребителей», утв. распоряжением Ростехнадзора от 30.07.2024 № 69-рп.
18.04.2024г.
Отменен Приказ Минэнерго России от 30.06.2003 N 261 "Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках" (Приказ Минэнерго России от 01.12.2023 N 1105)
____________
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2023 г. № 1233 с 1 сентября 2024 г. вносятся изменения в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности".
____________
Ростехнадзор увеличит количество индикаторов риска нарушений, по которым инспекторы проводят внеплановые проверки: в перечень внесут шесть новых пунктов.
Внеплановую проверку проведут, в том числе, если у ОПО появился новый владелец, который в течение двух месяцев не внес изменения в госреестр. Проверять также начнут компании, которые получили лицензию на право разработки, изготовления, испытания, хранения, утилизации пиротехнической продукции IV и V классов, но не внесли сведения об этом в госреестр ОПО в течение 30 календарных дней.
26.10.2023г.
Приказ Ростехнадзора 09.08.2023 N 285 "Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2023 N 75153)
С 1 сентября 2024 года устанавливается актуализированный Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики
Признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 04.09.2020 N 334, которым был утвержден аналогичный Перечень.
Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 N 1744 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах"
С 1 сентября 2024 года заработает новый порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов
Согласно документу организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается его владельцем и включает в зависимости от вида объекта реализацию определенных утвержденными правилами мер.
Утратит силу аналогичное Постановление Правительства от 24.06.2017 N 743.
30.06.2023г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2023 г. N 11-00-15/3036
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ
Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона N 116-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 116-ФЗ декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
Пунктом 3.1 статьи 14 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:
в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
в случае изменения требований промышленной безопасности;
по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Статьей 14 Федерального закона N 116-ФЗ предусмотрено, что разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 116-ФЗ установлена обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении N 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
Дополнительно информируем, что действующим законодательством не определено, в составе какой документации необходимо разрабатывать декларацию промышленной безопасности до начала эксплуатации опасного производственного объекта, являющегося объектом некапитального строительства, для которого разработка проектной документации на строительство не предусмотрена.
Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления установлен Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений, утвержденным приказом Ростехнадзора от 16 октября 2020 г. N 414.
Начальник Правового управления
Д.А.ЯКОВЛЕВ
16.06.2023г.
Приказом Ростехнадзора от 23 ноября 2021 г. № 397 утверждены и действуют на сегодняшний день пять индикаторов риска:
1. Поступление в территориальный орган Ростехнадзора информации о трёх и более инцидентах, произошедших на опасном производственном объекте в течение одного календарного года, в соответствии с порядком проведения технического расследования причин аварий, установленным согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Наличие в акте технического расследования причин аварии сведений о причинах аварии, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, эксплуатируемом юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в случае если такое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), эксплуатирует опасные производственные объекты III, IV классов опасности, отнесённые к категории опасных производственных объектов по такому же признаку, как и объект, на котором произошла авария (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты аварии).
3. Отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии юридического лица (индивидуального предпринимателя) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение 4 месяцев с даты регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов таким юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) опасного производственного объекта, деятельность по эксплуатации которого подлежит лицензированию.
4. Наличие сведений об опасном производственном объекте III, IV класса опасности в государственном реестре опасных производственных объектов по истечении 2 лет с даты внесения сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности об экспертизе промышленной безопасности, проведённой в отношении документации на консервацию или ликвидацию такого объекта (при условии, что в отношении опасного производственного объекта не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты внесения сведений об экспертизе в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности).
5. Исключение сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем опасный производственный объект III, IV класса опасности, сведения о котором содержатся в государственном реестре опасных производственных объектов, из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
Ростехнадзор дополнил этот перечень тремя индикаторами:
6. Отсутствие сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем срок дальнейшей эксплуатации технического устройства, применяемого на ОПО III или IV класса опасности, или сведений о выводе из эксплуатации такого технического устройства при истечении года после установленного срока его эксплуатации (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
7. Отсутствие сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем вывод о соответствии здания или сооружения на ОПО III или IV класса опасности требованиям промышленной безопасности, либо сведений о выводе из эксплуатации такого здания или сооружения по истечении года с даты внесения в реестр заключения, содержащего вывод о несоответствии такого здания и сооружения требованиями промышленной безопасности (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
8. Факт выдачи экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности в отношении объекта экспертизы заказчика, при наличии в реестре заключений ЭПБ сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (для ОПО III или IV класса опасности при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
Изменения вступят в силу 20 июня 2023 года.
09.06.2023г.
Контроль электроустановок: разъяснения Ростехнадзора
В письме Ростехнадзора от 12.05.2023 № 10-00-12/1709 были даны разъяснения требований к специалистам по охране труда (СОТ), осуществляющим контроль за электроустановками. Такие специалисты не относятся ни к электротехническому, ни к неэлектротехническому персоналу, а являются отдельной категорией работников.
· Если СОТ контролирует электроустановки организаций потребителей электроэнергии, то ему необходимо иметь производственный стаж не менее 3 лет и IV группу по электробезопасности.
· Если СОТ работает на субъекте электроэнергетики, то ему положена группа V по электробезопасности, а к выполнению должностных обязанностей он допускается в порядке, установленном для электротехнического персонала.
С 1 сентября 2023 года вступит в силу постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 № 13 «Об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики». Предполагается, что одновременно с этим вступит в силу новый актуализированный Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики Одновременно с этим приказ Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» предлагается признать утратившим силу.
Ростехнадзор приказом от 9 марта 2023 г. № 103 утвердил новое Руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты»
23.12.2022г.
Проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза проекта приказа «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»
!Федеральный закон от 08.12.2020 N 402-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 23.2 Федерального закона "О теплоснабжении"
Установлена обязанность работников в сферах электроэнергетики и теплоснабжения проходить подготовку и получать подтверждение готовности к работе
Предусмотрены соответствующие поправки в федеральные законы от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Уточнен порядок аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.
! Министерство Юстиции РФ зарегистрировало 4 декабря 2020 года Приказ «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».
Организации, имеющие аттестационную комиссию, должны руководствоваться данным Положением.
! Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.09.2020 № 331 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья"(Зарегистрирован 09.12.2020 № 61354). Вступят в силу с 01.01.2021 года
! Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2020 N 61391)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370667/
! Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 августа 2020 г. (регистрационный № 59180) приказ Ростехнадзора от 13 апреля 2020 г. № 155 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности».
Приказ вступил в силу 16 августа 2020 года.